История Большого Голоустного

Селу Большое Голоустное более трехсот лет. История его создания и развития во многом связана с освоением почтовых, а потом и торговых путей между Западом и востоком. Она – свидетельство того, каким дружным может быть сообщество людей, вопреки национальным различиям.

Село расположилось на берегу Байкала и получило свое название от реки Голоустной. Происхождение названия реки связано с безлесым (голым) участком дельты, образующим при впадении в Байкал обширные песчаные и каменистые наносы.

Первыми поселенцами этих мест были бурятские семьи, в начале 80-ых годов XVII века откочевавшие на берег Байкала, и образовавшие несколько улусов.

Первыми русскими поселенцами в этих местах были строители Голоустнинского зимовья. Интересна история его создания. Малая плотность населения в Прибайкалье не позволяла организовать в конце XVII века правильной почтовой гоньбы. Основная масса грузов двигалась в летнее время водными путями. В зимнее же время там проходила санная дорога до Посольского монастыря (на другой стороне Байкала). В связи с трудностями зимнего пути и необходимостью остановки перед почти стоверстовым переходом по льду Байкала, в устье реки было поставлено зимовье, первоначально используемое лишь в зимнее время. По мере роста интенсивности перевозок через Байкал, значение Голоустнинского зимовья заметно увеличивается. Во время непогоды и до установления санного пути при переправе скапливалось значительное число проезжающих. По сведениям старожилов, монастырское зимовье представляло собой рубленное из лиственничных бревен задание размером более 20 м длины и 10 м ширины. Оно стояло на ровной площадке в 25 м от берега. Внутренне устройство было характерно для жилых домов конца kikigo@yandex.ru. Сени делили дом на две половины, в одной из которых располагались горницы для «благородных» пассажиров, а в другой – для ямщиков. Здесь же находилась и обширная кухня. Специфической особенностью устройства здания был особый въезд внутрь для пароконной повозки, на которой была закреплена сорокаведерная бочка с водой. При въезде внутрь здания вода разливалась в чаны, под которыми постоянно поддерживался огонь. Таким образом, обеспечивалось снабжение проезжающих горячей водой.

Первые годы своего существования монастырское зимовье обслуживалось лишь в зимнее время, но по мере увеличения транспортного потока через Байкал возникла необходимость жить при зимовье постоянно.

Следующий этап развития села связан с появлением у монастырского зимовья Леонтия Павловича Стрекаловского. По рассказам местных старожилов, три брата Стрекаловских были выходцами из помещичьих крестьян европейской России, причем легенда не отвергает, что они были даже не братьями, а просто беглыми крестьянами., сумевшими пробраться и обустроиться в Сибири. Один из братьев устроился на житье в Красноярске, а последний перебрался через озеро и поселился в Кяхте. Имена их остались неизвестными. Согласно опросу старожил, именно Леонтий Павлович Стрекаловский стал первым постоянным жителем при монастырском зимовье.

Посольские крестьяне, по-видимому по согласованию с монастырским начальством, наняли Л.П.Стрекаловского сторожем при зимовье, где он прожил около лет в сторожах, скопил денег и выкупил монастырское зимовье с целью поставить здесь постоялый двор при почтовой станции. В короткое время он приобрел значительные доходы и расширил свое хозяйство. Помимо старого зимовья был построен новый дом для семьи, а также так называемое «девичье зимовье» - для размещения женской прислуги. Рядом с усадебными постройками была сооружена деревянная часовня. Таким образом оформился небольшой русский поселок на берегу Байкала.

Расширение русских поселений в районе Голоустного связано с образованием деревни Белозерцево (ныне местность Семеновка). По легенде, поселение образовано потомками крещенного бурята-ямщика Борика, получившего при крещении от своего воспреемника Ивана Белозерова. Бывший служащий П.Л.Стрекаловского, он после крещения взял у хозяина расчет и поселился на Семеновском мысу. Он считается родоначальником обширной семьи Белозерцевых.

На протяжении XVIII-XIXвв. Селение является важнейшим центром судоходства на Байкале. Рукава дельты реки являлись немногочисленными удобными для отстоя заливами на западном побережье Байкала. Кроме того, ровные и низменные участки побережья представляют собой удобные места для зимней стоянки судов частных судовладельцев. В устье реки на одном из мысов в середине XVIIIв. был установлен маяк, один из первых навигационных знаков на озере.

Уважительное отношение местных жителей, как русских, так и бурят к водной стихии и спасение от подстерегающих на ней опасностей предопределило наличие на берегу как часовен православной церкви, так и мест для моления бурят-шаманистов. Помимо упоминавшейся часовни у дома Стрекаловского, на побережье Часовенского залива и одноименного устья стояла часовня, история которой очень интересна. Ее строительство связано с легендой о чудесном обретении кочующими язычниками-бурятами иконы святителя Николая Чудотворца, защитника путешествующих и одного из самых чтимых русских святых. С появлением этой иконы и буряты, и русские поселенцы связывали многочисленные чудеса, слух о которых распространился по всему побережью. Около 1701 года по распоряжению настоятеля Посольского монастыря, монах срубили деревянную часовню.

По сообщению «Иркутских епархиальных ведомостей» 05 Февраля 1867 года в Голоустном селении освящена церковь во имя Св.Николая Мирликийского, чудотворца. Она являлась миссионерской и была построена ясачным инородцем 2-го Ашехабадского рода Василия Степановича Белозерцева. К открытой церкви приписано 3 часовни.

В 1893 году население составляло 102 человека (22 двора), в 1909 году население -212 человек (26 дворов). По официальным данным на 1923год в с.Большое Голоустное было 34 двора, на участке «Белозерцево» - 8 дворов. В обоих селах жило 100 человек Стрекаловских, 83 – Белозерцевых и 25 человек, случайно приписавшихся к селу. В окрестных улусах проживало 480 человек бурят.

В Советское время в Большом Голоустном было создано две артели – «Красный Байкал» (промыслово-охотоведческая) и «Красный Иде гол» (промыслово-рыболовная). Позднее обе артели были объеденинены в колхоз «Путь к коммунизму». В 1958 году, когда колхоз распался, все его движимое и недвижимое имущество было передано Уриковскому колхозу «Знамя Ильича».

В настоящее время поселок входит в состав Голоустненского муниципального образования Иркутского района. В посёлке есть школа, почта, библиотека, медпункт, Дом досуга, два лесничества — Прибайкальского национального парка и Голоустненского лесхоза Иркутского управления лесами. Активно набирает обороты туристическая деятельность, строится необходимая инфраструктура.

При подготовке данного материала использованы труды историков И.И.Веселова, А.Н.Гаращенко, Е.Б.Шободоева. Сердечно благодарим Меринова Николая Михайловича за предоставленные материалы.